Изучение иностранного языка как средство от возрастных изменений мозга
Старение организма – это неизбежный процесс, который заложен в биологическом коде каждого живого существа. Человек, к сожалению, не является исключением. Увядает кожа, замедляется окислительно-восстановительные процессы в организме, ухудшается работа внутренних органов. Физическое бессилие дополняет старческая деменция (слабоумие), что делает человека беспомощным и зависимым от окружающих людей. Если физическое здоровье можно поддержать правильным питанием, занятиями спорта и регулярными профилактическими осмотрами у врача, то каким образом сохранить интеллект, память и когнитивные (познавательные) способности? Ученые пришли к удивительному выводу – предотвратить преждевременное старение головного мозга помогает изучение иностранных языков.
В научном центре изучения когнитивных способностей мозга в Великобритании доктор Томас Бак со своей командой провел наблюдения, которые позволили утверждать, что старение мозга напрямую зависит от знаний иностранных языков. Благодаря многолетним исследованиям ученые заметили, что развитие старческой деменции происходило гораздо позже или проявлялось в легкой степени у пациентов, знающих более одного языка. При этом носители более двух иностранных языков отличались ясным умом и хорошей памятью в течение всей жизни.
В опыте приняли участие 800 человек, которые не выходили из поля зрения ученых на протяжении 50 лет. Каждый участник изучал в детстве, юности или зрелом возрасте один и более иностранных языков. Главным условием опыта было не только изучение языков, но и постоянное совершенствование знаний и применением их на практике.
Доктор Томас Бак пришел к выводу, что участники группы обладали высокими когнитивными способностями по сравнению со своими сверстниками, которые изучали и говорили исключительно на родном языке. По достижении 60 лет познавательные возможности мозга испытуемых были развиты на высоком уровне, сохранялась хорошая память и социальная адаптация. Многие из участников продолжали работать, занимали руководящие должности, вели активный образ жизни, что выгодно отличало их от среднестатистических пожилых людей.
Тяга к изучению языков в течение всей жизни способствует тренировке головного мозга. Как известно, нервные клетки (нейроны) закладываются в период эмбрионального развития. Это высокодифференцированные клетки, которые не обновляются после рождения ребенка. В этом их слабость, и в этом их особое предназначение. Неспособность к делению приводит к уязвимости нейронов и их чувствительности к воздействию неблагоприятных факторов. Поэтому необходимо беречь «серые» клеточки, чтобы продлить их нормальное функционирование до самой старости.
Ассоциативные связи между нейронами создаются в процессе взросления человека, получения жизненного опыта и обучения. Мыслительные функции, память и особенно интеллект зависят от постоянной работы головного мозга, связанной с познавательной деятельностью. Чем больше налажено связей между нейронами, тем эффективнее работа мозга, выше умственный потенциал, приспособляемость организма к постоянно меняющимся условиям внешней и внутренней среды.
Старение организма нарушает работу головного мозга только при низкой функциональной активности. Обычно к пожилому возрасту люди обладают необходимым жизненным опытом и знаниями, которые доводят повседневную деятельность до автоматизма. Отсутствие познавательной составляющей приводит к «закостенению» мозга и потере ассоциативных связей между нейронами.
Настоящей панацеей становится изучение иностранных языков и применение знаний на практике. Познавательная подпитка головного мозга держит его в «тонусе», не позволяя возрастным изменениям взять вверх. Получение новых знаний тренирует память, логическое мышление, активизирует обменные процессы в нервной ткани. Это способствует хорошей социальной адаптации, сохранению полноценных семейных связей, повышает трудоспособность и самооценку в преклонном возрасте.
Исследования когнитивных способностей
В научном центре изучения когнитивных способностей мозга в Великобритании доктор Томас Бак со своей командой провел наблюдения, которые позволили утверждать, что старение мозга напрямую зависит от знаний иностранных языков. Благодаря многолетним исследованиям ученые заметили, что развитие старческой деменции происходило гораздо позже или проявлялось в легкой степени у пациентов, знающих более одного языка. При этом носители более двух иностранных языков отличались ясным умом и хорошей памятью в течение всей жизни.
В опыте приняли участие 800 человек, которые не выходили из поля зрения ученых на протяжении 50 лет. Каждый участник изучал в детстве, юности или зрелом возрасте один и более иностранных языков. Главным условием опыта было не только изучение языков, но и постоянное совершенствование знаний и применением их на практике.
Доктор Томас Бак пришел к выводу, что участники группы обладали высокими когнитивными способностями по сравнению со своими сверстниками, которые изучали и говорили исключительно на родном языке. По достижении 60 лет познавательные возможности мозга испытуемых были развиты на высоком уровне, сохранялась хорошая память и социальная адаптация. Многие из участников продолжали работать, занимали руководящие должности, вели активный образ жизни, что выгодно отличало их от среднестатистических пожилых людей.
Почему необходимо изучать иностранные языки?
Тяга к изучению языков в течение всей жизни способствует тренировке головного мозга. Как известно, нервные клетки (нейроны) закладываются в период эмбрионального развития. Это высокодифференцированные клетки, которые не обновляются после рождения ребенка. В этом их слабость, и в этом их особое предназначение. Неспособность к делению приводит к уязвимости нейронов и их чувствительности к воздействию неблагоприятных факторов. Поэтому необходимо беречь «серые» клеточки, чтобы продлить их нормальное функционирование до самой старости.
Ассоциативные связи между нейронами создаются в процессе взросления человека, получения жизненного опыта и обучения. Мыслительные функции, память и особенно интеллект зависят от постоянной работы головного мозга, связанной с познавательной деятельностью. Чем больше налажено связей между нейронами, тем эффективнее работа мозга, выше умственный потенциал, приспособляемость организма к постоянно меняющимся условиям внешней и внутренней среды.
Старение организма нарушает работу головного мозга только при низкой функциональной активности. Обычно к пожилому возрасту люди обладают необходимым жизненным опытом и знаниями, которые доводят повседневную деятельность до автоматизма. Отсутствие познавательной составляющей приводит к «закостенению» мозга и потере ассоциативных связей между нейронами.
Настоящей панацеей становится изучение иностранных языков и применение знаний на практике. Познавательная подпитка головного мозга держит его в «тонусе», не позволяя возрастным изменениям взять вверх. Получение новых знаний тренирует память, логическое мышление, активизирует обменные процессы в нервной ткани. Это способствует хорошей социальной адаптации, сохранению полноценных семейных связей, повышает трудоспособность и самооценку в преклонном возрасте.