Речевая реабилитация после инсульта
Инсульт вызывает нарушение кровоснабжения мозга вследствие разрыв или закупорки церебральных сосудов атеросклеротической бляшкой. Последствие инсульта – нарушение речи, которое приводит к ухудшению адаптации человека в обществе. Коррекция речевых функций не менее важно, чем восстановление полноценной двигательной активности после мозгового удара.
Занятия по восстановлению речи необходимо начинать сразу после выхода больного из тяжелого состояния. Коррекция речевых функций в первые пол года после инсульта наиболее эффективна и приводит к стойким положительным результатам. Принципы восстановительной терапии зависят от вида афазии – системного нарушения сформированной речи.
Эфферентная моторная
Характеризуется инертностью речи, сложностью переключиться с одного слога на другой, напоминает заикание. Коррекцию дефекта проводят при помощи счета от 1 до 10, дней недели, месяцев года. Практикуют договаривание пословиц, противопоставлений («жесткий-мягкий», «черный-белый»), описание больным своих действий, выделение слова из перечисления.
Афферентная моторная афазия
Характеризуется нарушением артикуляции. Занятия включают счет от 1 до 10, чтение стихов, классификацию предметов по отдельным признакам. Позже подключают рисование, чтение, письмо.
Динамическая афазия
Сопровождается неспособностью к продуктивной речи, составлению длинных осмысленных предложений. Фразы короткие, с паузами между словами. Чтение, письмо и понимание речи сохранено. Для коррекции речи применяют прослушивание текстов с последующим ответом на закрытые вопросы (ответ «да» или «нет) по поводу сюжета. Больному предлагают раскладывать соответствующие подписи под картинками, читать знакомые тексты и фразы с часто встречающимися глаголами.
Сенсорная афазия
Проявляется в нарушении понимания речи окружающих и контроля собственной речи, употреблении бессмысленных фраз. Для коррекции дефектов используют показ картинок с определением больным названий предметов, живых существ, действий, изображенных на рисунках. Пациенту предлагают выполнить простые устные команды, показать части тела и определить их название, составить рассказ по серии сюжетных рисунков, написать предложения под диктовку, разбить слова на слоги.
Акустико-мнестическая афазия
Патология связана с нарушением восприятия речи на слух, невозможностью вспомнить название предмета. Для восстановления речевой функции демонстрируют несколько картинок, просят пациента дать названия изображениям, сравнить качество предметов между собой. Применяют повторение прочитанных слов и фраз, заучивание простых стихотворений, составление рассказа по сюжетным рисункам.
Семантическая афазия
Нарушение грамматических конструкций (взаимосвязи) предложений и фраз при сохранности понимания отдельных слов. Применяют составление схемы движения, плана комнаты, простой географической карты. Пациента просят дополнять предложения недостающими словами, конструировать по словесному заданию, толковать сложные по смыслу предложения. Затем переходят к написанию изложений и сочинений на заданную тему.
Амнестическая афазия
Заключается в невозможности дать предмету правильное название. Применяют показ картинок, частей тела, предметов домашнего обихода с последующим определением названия или зарисовки. Составление фраз по сюжетным картинкам, вычленение главных фраз коротких рассказов, смысловое обыгрывание слов.
Восстановлением речи занимается врач-афазиолог. Для каждого пациента разрабатывается индивидуальная программа согласно виду нарушения речи. Родственники должны присутствовать на занятиях, чтобы научиться проводить коррекцию в домашних условиях. Терапию проводят не реже 2-3 раз в неделю, длительность занятий постепенно увеличивают с 5-7 до 20-40 минут.
В комнате не должно быть отвлекающих звуков. Важно, терпеливо относится к процессу лечения, который может продлиться от 2 месяцев до 2 лет. Одобрение окружающих и положительный настрой в семье позволяют быстрее добиться восстановления утраченных функций.
Виды нарушений речи и принципы коррекции
Занятия по восстановлению речи необходимо начинать сразу после выхода больного из тяжелого состояния. Коррекция речевых функций в первые пол года после инсульта наиболее эффективна и приводит к стойким положительным результатам. Принципы восстановительной терапии зависят от вида афазии – системного нарушения сформированной речи.
Эфферентная моторная
Характеризуется инертностью речи, сложностью переключиться с одного слога на другой, напоминает заикание. Коррекцию дефекта проводят при помощи счета от 1 до 10, дней недели, месяцев года. Практикуют договаривание пословиц, противопоставлений («жесткий-мягкий», «черный-белый»), описание больным своих действий, выделение слова из перечисления.
Афферентная моторная афазия
Характеризуется нарушением артикуляции. Занятия включают счет от 1 до 10, чтение стихов, классификацию предметов по отдельным признакам. Позже подключают рисование, чтение, письмо.
Динамическая афазия
Сопровождается неспособностью к продуктивной речи, составлению длинных осмысленных предложений. Фразы короткие, с паузами между словами. Чтение, письмо и понимание речи сохранено. Для коррекции речи применяют прослушивание текстов с последующим ответом на закрытые вопросы (ответ «да» или «нет) по поводу сюжета. Больному предлагают раскладывать соответствующие подписи под картинками, читать знакомые тексты и фразы с часто встречающимися глаголами.
Сенсорная афазия
Проявляется в нарушении понимания речи окружающих и контроля собственной речи, употреблении бессмысленных фраз. Для коррекции дефектов используют показ картинок с определением больным названий предметов, живых существ, действий, изображенных на рисунках. Пациенту предлагают выполнить простые устные команды, показать части тела и определить их название, составить рассказ по серии сюжетных рисунков, написать предложения под диктовку, разбить слова на слоги.
Акустико-мнестическая афазия
Патология связана с нарушением восприятия речи на слух, невозможностью вспомнить название предмета. Для восстановления речевой функции демонстрируют несколько картинок, просят пациента дать названия изображениям, сравнить качество предметов между собой. Применяют повторение прочитанных слов и фраз, заучивание простых стихотворений, составление рассказа по сюжетным рисункам.
Семантическая афазия
Нарушение грамматических конструкций (взаимосвязи) предложений и фраз при сохранности понимания отдельных слов. Применяют составление схемы движения, плана комнаты, простой географической карты. Пациента просят дополнять предложения недостающими словами, конструировать по словесному заданию, толковать сложные по смыслу предложения. Затем переходят к написанию изложений и сочинений на заданную тему.
Амнестическая афазия
Заключается в невозможности дать предмету правильное название. Применяют показ картинок, частей тела, предметов домашнего обихода с последующим определением названия или зарисовки. Составление фраз по сюжетным картинкам, вычленение главных фраз коротких рассказов, смысловое обыгрывание слов.
Общее принципы коррекции речи
Восстановлением речи занимается врач-афазиолог. Для каждого пациента разрабатывается индивидуальная программа согласно виду нарушения речи. Родственники должны присутствовать на занятиях, чтобы научиться проводить коррекцию в домашних условиях. Терапию проводят не реже 2-3 раз в неделю, длительность занятий постепенно увеличивают с 5-7 до 20-40 минут.
В комнате не должно быть отвлекающих звуков. Важно, терпеливо относится к процессу лечения, который может продлиться от 2 месяцев до 2 лет. Одобрение окружающих и положительный настрой в семье позволяют быстрее добиться восстановления утраченных функций.